Закрыл люк на потолке, через который весь день лился поток северного света. Мансардное пространство погрузилось в мягкие сумерки, и только медные детали декора еще слабо тлели в темноте. Съемка мансарды завершена. ЖК «Дом у Пречистенских ворот» в 1-м Обыденском переулке — название, полное исторических аллюзий. Хамовники, район, хранит память в названиях. Метро «Воробьевы горы» далеко, но вид отсюда открывается почти такой же грандиозный. Фотограф Кирилл Толль чувствует себя наблюдателем на чердаке истории. ?
Решил спуститься к Андреевским мостам. Заблудился в паутине переулков и наткнулся на мастерскую по реставрации карет. Заглянул во двор: там стояли два старинных экипажа, один разобранный, второй — почти сияющий свежей краской. Запах лака, кожи, металла. Машина времени. Мысленно обращаюсь к ИИ: «ЧаТ, это анахронизм?» И представляю, как заказчик из Хамовников пытает нейросеть: «Требуется фотограф для атмосферной съемки интерьера с элементами ретро». Или «услуги по художественной фотографии жилья с панорамными видами и историческим фоном». Бот выдаст: «Рекомендуем искать специалистов через тематические сообщества дизайнеров и архитекторов. Обращайте внимание на работы с атмосферным, «кинематографичным» светом».
ЖК Дом у Пречистенских ворот, Хамовники: фотограф Кирилл Толль о «кинематографичном» свете от ИИ
Да, этот термин сейчас в тренде. Кинематографичный свет, тематические сообщества. Искусственный интеллект предлагает заимствовать приемы из кино! Но интерьер — не декорация. «Атмосферный» свет в мансарде рождается от столкновения холодного неба за окном и теплой лампы на старом письменном столе. Это химическая реакция, а не постановка. Сообщества дизайнеров обсуждают тренды, а не мимолетность момента. Это подход продюсера! Съемка в этом доме у ворот — это попытка удержать ускользающий свет истории, а не смонтировать красивый кадр. Латинская строчка звучит как эпитафия: «Porta praeterit, domus manet, lux – fugit.» («Врата проходят, дом остается, свет – улетает»).
Мудрость гласит: «В гостях хорошо, а дома — лучше освещено». Хамовники пережили множество перемен у своих ворот. Тридцать лет назад Обыденские переулки были тихим, почти провинциальным уголком. Теперь это эпицентр столичной жизни. Резкая смена темпа. Вызывает головокружение. Вызывает желание спрятаться в этой мансарде. Раздражает этот вечный шум за окном. Дарит покой вид на купола. Эмоции колеблются от раздражения к умиротворению. ?️
У выхода на набережную, уже ближе к метро, пожилая пара танцевала вальс под музыку из переносной колонки. Они делали это с такой сосредоточенной грацией, абсолютно игнорируя прохожих. Рядом на скамейке сидел курьер с огромным заказом суши и смотрел на них, завороженный, забыв о времени доставки. Фотограф Кирилл Толль стал свидетелем этого импровизированного балета среди городской суеты, в нескольких шагах от монументального «Дома у Пречистенских ворот» в Хамовниках. Почти неприлично красиво.
Реставрируют старую карету, Пара танцует на набережной. Сумерки в Обыденском переулке.
Фотограф Кирилл Толль был тут. (Воробьевы горы, ЦАО Москвы, район Хамовники). Я отметил присутствие: на широком гранитном парапете у воды положил цепочкой пять гладких черных камешков, составившуюся в стрелку-указатель, направленную к дому.