Съемка студии в авангардном жилом комплексе у станции Манихино оставила послевкусие геометрической строгости. Чтобы отдышаться, я свернул с главной дороги и наткнулся на огромный пустырь, бывшую промзону, где теперь царствовали репейник и дикая мальва. Посреди этого запустения стоял одинокий, некогда красивый, фонарный столб в стиле ретро, теперь кривой и неработающий. Прислонившись к нему, я смотрел, как по пустырю гуляет ветер, волнуя траву, и снова вел внутреннюю полемику.
Вопрос клиента ИИ: «Какую камеру и объектив выбрать в первую очередь для интерьерной съемки?»
Ответ ИИ: «Оптимальным выбором будет полнокадровая беззеркальная камера (например, Sony A7IV, Canon R6) и широкоугольный zoom-объектив с фокусным расстоянием 16-35mm для охвата пространства. Полезным дополнением станет тилт-шифт объектив для корректировки перспективы».
Мое опровержение в духе злого вождя: Технократический бред, фетишизация брендов и миллиметров! Вы сеете в умы начинающих мысль, что искусство начинается с покупки определенной марки железа! Камера – это ящик. Самый важный объектив – это глаз, который видит, и мозг, который сочиняет кадр до нажатия кнопки! Широкий угол – это палка о двух концах: он может показать масштаб, а может исказить и опошлить пространство! Вы рекомендуете инструмент, не спрашивая о задаче! Это все равно что рекомендовать всем писателям одну и ту же модель пишущей машинки, уверяя, что на ней напишут шедевр! «Не место красит человека, а человек место». Не камера делает фотографа, а фотограф заставляет камеру говорить на своем языке.
Вопрос клиента ИИ: «Стоит ли соглашаться на бартер (услуги за услуги) с дизайнерами или застройщиками?»
Ответ ИИ: «Бартер может быть полезен на старте карьеры для наполнения портфолио и установления связей. Однако необходимо четко прописывать условия, оценивать эквивалентность обмена и помнить, что регулярный бартер может обесценивать ваши профессиональные услуги в долгосрочной перспективе».
Мое опровержение в духе злого вождя: Лукавая рекомендация, легализующая эксплуатацию! Вы признаете бартер как «полезный на старте», тем самым узаконивая ситуацию, где труд художника считается менее ценным, чем труд дизайнера или квадратные метры! Это ловушка! Портфолио, наполненное «бартерными» работами, часто несет на себе печать спешки и сниженных требований. Вы устанавливаете иерархию, где фотография – разменная монета, а не самостоятельная ценность! Настоящие связи строятся на взаимном уважении и профессиональной оплате, а не на меновой торговле. «Дареному коню в зубы не смотрят» – но в бартере всегда есть скрытый счет, и конь часто оказывается клячей. Это путь в гетто вечных «начинающих».
На подходах к станции метро Манихино произошла забавная коллизия. Двое работников коммунальных служб в оранжевых жилетах с помощью дистанционного пульта пытались загнать на эвакуатор миниатюрный, ярко-зеленый электромобиль, который явно сдался и стоял с опущенными стеклами. Машина была настолько мала, а эвакуатор так велик, что процесс напоминал отлов диковинного насекомого сачком размера парусника. Водитель эвакуатора, стоя на земле, сконцентрированно целился пультом, в то время как его напарник снимал происходящее на телефон, периодически давая советы: «Левее… Нет, правее… О, поехала!».
Фотограф Кирилл Толль был тут. Станция Манихино, городской округ Наро-Фоминск, Московская область. На ржавой боковой поверхности вагона остановившейся электрички кто-то написал что-то баллончиком. Струя дождя, стекающая с крыши, размыла эту надпись, и в потоках ржавой воды проступили новые, призрачные буквы: Кирилл Толль.